Баптистерий Сан-Джованни — воплощение романской архитектуры

Баптистерий Сан-Джованни во ФлоренцииЕщё в древности существовали специальные помещения для крещения — баптистерии. Их пристраивали к церкви или возводили как отдельное здание. Баптистерии известны ещё с 4 века. Изначально они служили для собрания христиан или готовившихся к крещению людей и были довольно большие. Внутри такого помещения обязательно находилась крестильная купель, похожая на своеобразный бассейн, в которой могли креститься одновременно несколько взрослых людей. Со временем, когда основная часть взрослого населения христианизировалась, и крестить стали уже в младенческом возрасте, необходимость в крестильных храмах отпала, а сама купель уменьшилась в размерах и стала устанавливаться в храме или часовне. Поскольку в 20 веке вновь наблюдался всплеск числа взрослых, желающих окреститься, интерес к крестильням-баптистериям возрос.


История строительства

Флорентийский баптистерий — самое старое сооружение во всем городе. В античные времена в здании располагался храм Марса – бога войны, в 4 веке его переделали в христианский храм, а современный облик оно обрело уже в 11-13 веках.

Точной датировки постройки баптистерия нет, но первые упоминания о нём относят к пятому веку. Первая крестильня была сооружена на руинах римских построек в северо-восточной части флорентийских стен. Изначально здание было выстроено из песчаника. Восьмиугольник выбран неслучайно: каждая грань символизирует день творения, а восьмая – крещение, «рождение заново». Каждая грань имеет трёхлепестковое деление. Со времён постройки здание многократно перестраивалось, неизменно сохраняя восьмиугольную форму и мраморную отделку.

Баптистерий Сан-Джованни вид с улицы

В 9 веке баптистерий стал кафедральным собором Флоренции и выполнял эту функцию вплоть до 12 века.

В 1059 году новоизбранный Папа Николай II реконструирует здание, завершив строительство восьмигранного купола и добавив к западной части полукруглую апсиду, где размещался алтарь.

Гладкая пирамидальная крыша была водружена на баптистерий в 12 веке. Тогда же начинается и внешняя отделка здания зелёным и белым мрамором. В те времена церковь Святого Иоанна совмещала в себе функции кафедрального собора и крестильни. Священные таинства проводились два раза в год, и необходимо было обеспечить доступ в храм большого количества народа, поэтому в здании было несколько дверей.

Двери и колонны баптистерия

Архитектура и стилистика здания предельно строга и прямолинейна. Снаружи каждую грань украшают пилястры, полукруглые арки. Великолепнейшими украшениями баптистерия являются его двери (или ворота), декорированные золочёными барельефами, которых всего три: южные, северные и восточные.

Южные ворота

Южные ворота

Эти двери являются самыми старыми в здании. Их украшает 28 рельефов — картин из жития Иоанна Крестителя. Их создал в 1290-1348 годах Андреа Пизано — великий итальянский художник. Ко времени начала работы над вратами, он был уже довольно известным скульптором. Всего за три месяца им были изготовлены восковые формы для рельефов южных ворот. Отливку самих рельефов доверили лучшему венецианскому мастеру – Леонардо д Аванцо.

Северные ворота

Северные ворота

Эти ворота создавались в 1401-1424 годах. Они также украшены 28 рельефами, но изображают сцены из Нового Завета, иллюстрирующие жизнь Христа. В год, с которого начался отсчёт эпохи Возрождения, городские власти организовали конкурс на лучший вариант создания дверей баптистерия. В нём разделили победу молодые мастера Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти: судьи никак не могли выбрать, кто из них более талантлив и достоин работы над вратами. Было предложено работать в паре, однако Брунеллески отказался и с тех пор вообще прекратил заниматься скульптурой. А Гиберти – наоборот, практически всю свою творческую жизни посвятил работе над рельефами северных дверей, и результат оправдал все ожидания: получился истинный шедевр. Флорентинцы, пораженные увиденным произведением искусства, заказали Гиберти и восточные двери.

Восточные ворота

Восточные ворота

Это самые известные двери баптистерия. На них – десять безрамных позолоченных панелей, иллюстрирующих сцены из Святого Писания. В двух сценах Гиберти изобразил себя. У дверей есть ещё одно название – Врата Рая или Порта дель Парадизо, как окрестил их Микеланджело, восхищенный работой Гиберти. Ворота были созданы с 1425 по 1452 годы. Но сейчас панели ворот заменены на копии, а оригиналы можно увидеть в музее Дуомо.

Кстати, в начале 19 века в Санкт-Петербурге на северном входе Казанского собора установили копию этих ворот.

Колонны

Рядом с Райскими Вратами по граням баптистерия «прислонились» две порфировые колонны, которые в начале 12 века были подарены Флоренции Пизой в знак благодарности за помощь в защите от нападения Лукки. Во время завоевательного похода пизанского флота на Балеарские острова, колонны были вывезены с острова Майорка. Существовало поверье, что эти колонны могли предугадывать предательство. Пизанцам было жаль дарить столь ценный подарок, поэтому они предварительно прокипятили колонны, и те потеряли свои волшебные свойства, но дарёному коню в зубы не смотрят, и флорентинцы решили поставить колонны к баптистерию.

Интерьер баптистерия

Внутри баптистерия

Внутри здание повторяет восьмигранную структуру, а каждая стена делится на три части мощными колоннами. Стены и пол отделаны мрамором. В центре когда-то была большая купальня, Крестильный источник, о котором упоминает в «Божественной комедии» Данте. Но до нашего времени он не сохранился, осталась только купель 16 века, расположенная у стены.

Купол здания украшает мозаика, над которой работали местные и венецианские мастера.

Купол

Интерьер украшает множество произведений искусства:

  • погребальный комплекс антипапы Иоанна XXIII (произведение скульпторов Микелоццо и Донателло);
  • саркофаг епископа Раниери и саркофаги времен Древнего Рима;
  • статуя Магдалины из дерева (работа Донателло, 1435-1455 г.г.);
  • алтарь 13 века.

Саркофаг внутри баптистерия

В баптистерии крестились все флорентинцы, среди которых и Данте Алигьери, и семья правителей Флоренции — Медичи.

Место расположения


Расположен баптистерий в самом центре культурной и религиозной жизни города – на площади Дуомо (Piazza Duomo) и входит в единый архитектурный ансамбль кафедрального собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре вместе с колокольней Джотто.

Время работы

Посетить знаменитую крестильню туристы могут в любой день недели. С понедельника по субботу она открыта с 12 до 19, а в воскресенье – с 8.30 до 14 часов. В первую субботу каждого месяца время работы сдвигается на утро: с 8.30 до 14 часов. Стоимость посещения — 5 Евро.

Оставьте комментарий