Базилика Санта-Кроче — самый большой францисканский храм в мире. Он производит неизгладимое впечатление на всех людей, посетивших его впервые. Стендаль, побывавший здесь, говорил, что, когда он вышел из базилики, у него забилось сердце, он едва не рухнул на землю, будто жизнь покинула его. Ощущения, испытанные писателем, были названы синдромом Стендаля, многие, посетившие собор, пережили этот синдром.
Здесь, в Пантеоне, похоронены 300 великих людей, чей талант или заслуги признаны во всем мире. Приехав во Флоренцию, туристы обязательно посещают этот храм, не упуская возможности сделать фото на память.
История базилики
В 1226 году скончался Франциск Ассизский, основатель монашеского нищенствующего ордена, носившего его имя. Спустя два года его причислили к лику святых. И францисканцы возвели в его память небольшую церковь во Флоренции.
Но город хотел иметь большой собор, который бы соответствовал статусу Флоренции, и в 1294 году на месте церкви было начато строительство. Искусствоведы считают, что архитектором был назначен Арнольфо ди Камбио. Средства были пожертвованы богатыми семьями города. Но Ди Камбрио умер, не доведя до конца это строительство.
Возведение собора затянулось надолго, его освятили только в 1443 году, когда во Флоренцию прибыл папа Евгений Четвертый, и храм получил название Санта-Кроче, базилика Святого Креста. Но храм и тогда не был закончен.
Храм подняли на несколько метров, и теперь туда ведут восемь ступенек. Базилику в XV веке наконец достроили, но фасад по-прежнему имел незаконченный вид. Известная всей Италии знатная семья Кваратези согласна была дать деньги на завершение работ, но при одном условии, оказавшемся невыполнимым для монахов-францисканцев: на фасаде собора нужно установить герб семьи Кваратези.
И только в середине XIX века Гаэтано Баккани, известный архитектор, завершил оформление фасада. А деньги на эти работы были собраны протестантами, живущими в Англии, и поэтому на соборе укреплена синяя звезда.
Архитектура собора
Собор построен в готическом стиле и имеет форму т-образного креста с апсидой. Фасад выполнен из мрамора и украшен витражом «Снятие с креста», его создали по рисункам Лоренцо Гиберти. На самом верху установлен символ монахов-францисканцев, напоминающий цветок.
Над базиликой возвышается колокольня. Сам храм имеет три нефа и разделен мощными гранеными колоннами, держащими стрельчатые полуарки.
Интерьер
Центральный неф буквально залит солнцем, лучи которого пробиваются сквозь многочисленные окна, украшенные витражами, сохранившимися еще с XIV-XV веков. Высокий алтарь венчает «Распятие» работы Чимабуа, ниже которого установлен полиптих «Мадонна со Святыми». Под плитами пола находятся первые захоронения в базилике.
Когда-то стены храма были расписаны фресками, над ними работали самые талантливые художники, в том числе и Джотто. Когда на Флоренцию обрушилась чума, в базилике разместили лазарет. Фрески пришлось забелить с целью дезинфекции.
В соборе 18 часовен. Каждая из них знаменита своими росписями: капеллы Перуцци и Барди расписал Джотто, в капелле Барди к тому же сохранились интересные фрески со сценами жития Франциска Ассизского. В часовне Барди ди Вернио есть распятие работы Донателло, вырезанное из дерева. В соборе есть коллекция черепов.
В базилике проводятся богослужения, там есть специальная зона для прихожан, где установлены скамьи для верующих.
Музей
До XVIII века за собором был монастырь, часть его зданий не сохранилась. В XIX веке было решено перестроить оставшиеся сооружения под музей. Главной частью музейного комплекса стала трапезная монастыря, которую украшает «Тайная вечеря» Таддео Гадди.
На территории музея находится и подлинный архитектурный шедевр Возрождения капелла Пацци, сооруженная во внутреннем дворике, автором проекта был Филиппо Брунеллески. В музее экспонируются работы Донателло, Нери ди Бичи, Джамболоньи и других великих итальянцев.
Пантеон
В соборе похоронены многие известные люди Италии.
- Данте Алигьери: великий итальянский поэт. В соборе установлен кенотаф (ложное символическое захоронение), на саркофаг склонилась фигура, символизирующая вечную скорбь.
- Галилео Галилей: великий астроном и математик. Его надгробие, являющееся кенотафом (ложным символическим захоронением), венчает фигура самого ученого и аллегории Геометрии и Астрономии. Автор скульптур Джулио Фоджини.
- Микеланджело Буонарроти: на саркофаге скульптор Вазари установил бюст великого живописца и внизу у подножья поместил аллегории трех видов искусства: Архитектуры, Живописи, Скульптуры.
- Витторио Альфьери: драматург и писатель конца XVIII века: саркофаг создан в виде небольшого греческого храма времен античности, рядом женская фигура, символизирующая скорбящую Италию.
- Джоаккино Россини: автор знаменитых опер «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль»: на саркофаге установлен монумент, у основания которого укреплены три таблички с названиями городов, где композитором были написаны основные произведения: «Пезаро», «Флоренция», «Париж».
- Гульельмо Маркони: он получил Нобелевскую премию за изобретение беспроводного телеграфа.
- Николо Макиавелли: известный мыслитель, живший в XV веке, служивший Борджиа и Медичи. В соборе находится кенотаф, над саркофагом установлена аллегорическая фигура Дипломатии.
- Михаил Огинский: его полонез известен во всем мире.
- Джованни Николинни: поэт, автор пьес. На его гробнице установлена скульптура Свобода поэзии, она является прообразом Статуи Свободы в Нью-Йорке.
Местоположение на карте, время работы и стоимость
Адрес: Piazza Santa Croce, 16. 50122 Firenze, Тоскана, Италия.
Она открыта ежедневно, в следующие часы:
- понедельник-суббота — 9.30-17.30,
- воскресенье — 13.00-17.30.
Стоимость: взрослые: 5€, дети: 3€. Посещение базилики входит в обзорную автобусную и пешеходную экскурсию по городу.
Как добраться
Собор находится в самом центре города, до площади Святого Креста можно добраться на автобусе № 13, 23, 71 и миниавтобусе С1 и С3.