Замок Святого Ангела известен даже тому, кто ни разу не бывал в Риме. Он – один из тех отлично сохранившихся артефактов, который уходит корнями в позднюю Римскую империю.
Замок имел грандиозную историю:
- являлся погребальным местом;
- выполнял функции форпоста;
- служил папской тюрьмой в эпоху Возрождения и Нового времени;
- был крепостью Римского Папы, залы которого расписывали известные художники Ренессанса.
В настоящее время Замок Святого Ангела функционирует как музейный комплекс.
- История появления
- Известные узники Замка
- 1464 г. — Бартоломео Саки
- 1468 г. – Юлий Помпоний Лет
- 1538 г. – Бенвенуто Челлини
- 1593 г. – Джордано Бруно
- 1598 г. – Беатриче Ченчи
- 1789 г. – граф Калиостро
- Музей в Замке
- Первый уровень
- Второй уровень
- Третий уровень
- Четвертый уровень
- Пятый уровень
- Шестой уровень
- Местоположение, время работы и стоимость
- Как добраться
История появления
В своем первоначальном виде Замок был возведен в период заката Римской империи, во втором веке н.э. Его назначением было служить погребальным мавзолеем для императора Адриана и его семьи.
Появление Замка совпало с наступлением сложных времен для Рима. Очень скоро империи не стало, сам Вечный Город несколько раз подвергался захвату и разграблению. Фортоподобная форма строения, а также его нахождение на берегу реки, способствовали закреплению оборонительной функции. В конце VI века в довершении всех бед в городе свирепствовала чума. Потерявшие всякую надежду люди увидели Ангела, садящегося на вершину Замка. Легенда гласит, что болезнь отступила, а благодарные жители Рима назвали здание в честь спасшего их Ангела.
Расцвет замка пришелся на эпоху Возрождения. Были реконструированы старые помещения, надстроены новые, некоторые – были перепрофилированы, например, в камеры для обвиняемых и осужденных. К этому же времени относится оформление внутренних интерьеров, которые мы может наблюдать и сегодня.
Известные узники Замка
Во времена функционирования Замка в качестве папской тюрьмы в нем имели честь сидеть многие известные за пределами Италии люди. Камеры, в которых они находились, и другие связанные с ними предметы, демонстрируются посетителям.
1464 г. — Бартоломео Саки
Общественный деятель Ренессанса, известный также под именем Платина, был заключен Папой в Замок за призывы к смещению и изменению папской власти. Позже отказался от своих идей и был поставлен во главе Ватиканской библиотеки, став ее первым директором.
1468 г. – Юлий Помпоний Лет
Был арестован и посажен в тюрьму за создание общества, провозгласившего своей целью возврат к античным истокам, и за критику католической церкви.
1538 г. – Бенвенуто Челлини
Одна из удивительных историй об узниках Замка связана с Бенвенуто Челлини – известным итальянским скульптором, живописцем и ювелирным мастером эпохи Возрождения. Благодаря своим способностям и таланту, был приближенным к Папе и верхушке Ватикана.
Будучи человеком творческим и ветреным, однажды, получив для работы папские драгоценности, надолго исчез вместе с ними при дворе французского короля. Папа прогневался и обвинил Челлини в краже. Через год он вернулся в Рим, был арестован и помещен в тюремную камеру замка.
Это было только начало тюремной истории Челлини. Воспользовавшись нерасторопностью охранников и праздником, проходившим в тот вечер в Замке, он совершил побег. Сделал веревку из подручных лохмотьев, перелез через стену, спрыгнув, повредил ногу, но успешно добрался до дома своего друга — кардинала Корнаро. Был повторно пойман и помещен в одну из спецкамер на втором этаже. Челлини провел в заточении год, что по меркам того времени много. После чего был прощен Папой и отпущен. Камера, в которой сидел Челлини, сохранилась и демонстрируется посетителям, также как и рисунки, сделанные художником на стенах при помощи угля.
1593 г. – Джордано Бруно
Это имя известно каждому. Бруно, восприняв учения античных философов и ученых Возрождения, развивал революционные идеи о множественности миров, далеких планетах и Земле, вращающейся вокруг Солнца. За свои мысли он провел в Замке шесть долгих лет, после чего был признан инквизиционным судом еретиком и передан римскому суду для вынесения смертного приговора.
1598 г. – Беатриче Ченчи
Двадцатиоднолетняя красавица Беатриче была помещена в тюрьму за убийство своего деспотичного отца – известного римского аристократа. Беатриче была казнена на мосту Святого Ангела вместе с другими участниками преступления.
1789 г. – граф Калиостро
Мошенник и авантюрист Калиостро был арестован как масон и чернокнижник и провел в Замке два года, в течение которых шло инквизиционное следствие. Он был признан виновным и в дальнейшем переведен в другую тюрьму.
Музей в Замке
В то время как многие римские памятники пришли со временем в упадок или были разрушены в результате деятельности людей, Замок Святого Ангела подвергался постоянной реконструкции на протяжении почти двух тысяч лет. С 1925 года это сооружение выполняет исключительно культурологическую функцию, являясь одним из интересных краеведческих музеев Рима.
Первый уровень
Первый этаж представляет собой начальную римскую конструкцию, в которой находилась императорская усыпальница. Помещения бесконечно перестраивались и использовались, в том числе, в качестве складов и конюшен.
Вниманию посетителей предлагаются:
- Римские скульптуры 1-2 века н.э.
- Папские захоронения.
- Большая площадь «Двор Обреченных», на которой проходили казни осужденных.
- Часовня, выходящая на площадь, в которой приговоренные молились перед казнью.
- Мавзолей Адриана, уходящий вниз под землю, представляет собой квадратный атриум.
- Сводчатый коридор, ведущий от мавзолея Адриана по дуге окружности замка к верхнему уровню здания. Туннель сохранился с римского времени, имеет три метра в ширину и шесть в высоту, оборудован специальными шахтами, обеспечивающими освещение и вентиляцию.
Второй уровень
Второй уровень начинается с так называемого диаметрального коридора, ведущему от внешнего радиуса непосредственно в Зал, в котором находится Урна с прахом Адриана, его жены и сына. Зал Урны находится в самом центре здания. В нише, где должна находится урна располагается мемориальная доска со словами, написанными императором.
На этом же этаже находятся тюремные камеры, удивительные по своей археологической ценности. Большую часть уровня занимают складские помещения, позволявшие выдерживать длительные осады.
Третий уровень
Третий этаж начинается с большого двора, в котором располагалась охрана. Так называемый Двор ангела являлся входом в папские апартаменты, которые состоят из:
- Жилой комплекс Климента VIII.
- Зал правосудия, в котором рассматривались инквизиционные дела.
- Зал Аполлона, входивший в комплекс помещений Папы Павла III, полностью украшенный фресками,
- Часовня Космы и Дамиана, в росписи которой участвовал Микеланджело.
- Комнаты Папы Климента VII.
- Двор Александра VI, противоположен Двору Ангела. Здесь устраивались театральные представления.
- Ванная комната XVI в., в которую подавалась подогретая на кострах вода, подчеркивала статус Пап, отсылая к традиционным банным практикам Древнего Рима.
Четвертый уровень
Исторически четвертый этаж также являлся папской резиденцией. Сегодня на нем представлены:
- Археологическая галерея расположена во внешней стене и содержит фрагменты декора и скульптур, которые на протяжении веков украшали здание.
- С противоположной стороны от археологической галереи располагаются оружейные палаты, в которых выставлено оружие, начиная со Средних веков.
- Комнаты Пия IV, располагающиеся по окружности стены, использовались в качестве «гуманных» тюремных камер для обвиняемых с высоким социальным статусом. Именно из камеры, расположенной здесь, сумел бежать Бенвенуто Челлини.
- Ложа Юлия II во внешней стене, выходит наружу и является важным архитектурным атрибутом особняков Ренессанса. С нее открывается бесподобный вид на мост через Тибр.
- Ложа Павла III на противоположной стороне отличается более богатым внутренним и внешним убранством.
- Папский зал – самое известное помещение Замка. Украшен фресками, росписью и золотом, использовался для приемов официальных лиц.
- Зал Персея и Зал Купидона и Психеи – частные апартаменты Пап, одна из которых являлась спальней, соединенные с большим Папским залом, с одной стороны, и с ванной третьего уровня, с другой.
Пятый уровень
Этаж состоит из следующих помещений:
- Сокровищница Пап, которая в некоторые периоды выполняла дополнительные функции тюрьмы.
- Библиотечный зал – большое помещение для хранения книг и папских бумаг.
- Зал Адриана и Зал Фестони с имитацией древнеримских фресок.
- «Комнаты Калиостро», в которых сидел арестованный граф, расположены непосредственно над Ложей Пава III.
- Коридор Помпеано, соединяющий библиотеку и Зал Аполлона.
Шестой уровень
Верхний этаж выполняет функцию смотровой площадки, с которой открывается панорамный вид на Рим. Здесь расположены:
- Терраса Ангела с одноименной скульптурой.
- Колонный зал и зал Ротонды, в которых проходят выставки.
Местоположение, время работы и стоимость
Адрес: Lungotevere Castello, 50, 00193 Rome.
Телефон: +39-06-681-9111
Замок открыт для посетителей ежедневно с 9.00 до 19.30, кроме понедельника. Не работает 25 декабря и 1 января.
Стоимость посещения: полная – 8,5 евро; льготная (для некоторых категорий граждан Евросоюза) – 6 евро. Музей входит в абонементную программу RomaPass, которая позволяет посещать нескольких римских музеев и сэкономить до 30% от входной платы.
Как добраться
Автобус №: 280, 492, 40, 23, 34, 62, 271, 982, 11
Станция метро: Ottaviano (A).