Триумфальные арки возводились на протяжении всей истории Древнего Рима. Для его жителей это был символ неба, а если на ней устанавливалось изображение полководца, то в этом уже видели торжество жизни над смертью. Одержав хоть сколько-нибудь значимую победу, римляне возводили арку, специальные декорированные ворота, через них торжественно шествовали императоры и полководцы, так они получали «триумф». Арка императора Константина — единственная, возведенная в честь победы над внутренним врагом.
История
Последней триумфальной аркой Вечного города оказалась арка в честь Константина, её возвели в 315 году, когда была одержана победа над Максенцием у тибрского моста. Она стала единственной, возведенной в честь победы над внутренним врагом. Но событие это было очень значимо в истории Рима. Битва послужила поводом для принятия Константином христианства.
Арку соорудили практически в центре города, между форумом и Колизеем. Белый мрамор для неё был привезен из Малой Азии.
В Средние века располагавшееся на дороге, ведущей к базилике Святого Георгия, сооружение получило название «Триуфальная Траси».
Достопримечательность реконструировали в 1832 году по распоряжению Папы Григория XVI.
Описание
Высота постройки 21 м, ширина 25,7 м, глубина 7,4 м. Основной материал—мрамор. Большинство элементов декора, установленные на арке, были взяты с других архитектурных памятников. Историки считают, что объяснений этому может быть несколько:
- упадок искусства в IV веке в империи, но сейчас этот вариант опровергается, археологические находки доказали, что в период поздней античности в Риме искусство было развито;
- создатели достопримечательности не имели времени на изготовление украшений, потому что их ограничили жесткими временными рамками;
- декор, позаимствованный с сооружений времен Траяна, Марка Аврелия, воспринимался как символ того, что Константин входит в их число.
Само архитектурное решение, скорее всего, скопировано с арки Септимия Севера.
Здесь имеется единственная надпись, которая сообщает, что эта арка сооружена после 10 лет правления императора.
На аттике установлены 8 барельефов, их, возможно, сняли с памятника, воздвигнутого после победы Марка Аврелия над сарматами. Среди рельефов особо стоит отметить сцены, изображавшие возвращение императора из похода и допрос попавшего в плен германца, обращение к армии и принесение даров богам.
На самом верху колонн есть скульптуры, изображающие побежденных даков, предполагают, что туда они попали с форума Траяна. И изображения праздника победы тоже могли быть сняты оттуда.
Колонны в коринфском стиле, поставленные со всех сторон, украшают арку, их вырубили из редкого желтого мрамора. На высоких фундаментах колонн есть рельфы с изображением богини победы, легионеров и плененных варваров. Эти рельефы были выполнены непосредственно в эпоху Константина.
Два больших медальона сбоку сделаны в эпоху Адриана и перенесены сюда, они изображают сцены традиционной для римлян охоты на вепря и льва и воздаяние жертвы богам. Изображение головы Адриана имело узнаваемые черты, его заменили на голову Константина. На других медальонах, относящихся уже к периоду Константина, можно увидеть богов Солнца и Луны, мчащихся на вздыбленных колесницах. Фриз, рассказывающий о борьбе Константина с Максецием, был выполнен непосредственно для этой арки, так же как и сцена въезда императора в родной город, сцена раздачи им денег.
Местоположение
Адрес: Via di San Gregorio. Roma, Италия.
Как добраться
Рядом расположена станция метро Colosseo (линия В).