Для времен заката великой Римской империи были характерны огромные, масштабные сооружения. Термы, построенные императором Каракаллой с необычайным размахом для своего народа, служили римлянам баней, спортивным комплексом, библиотекой, концертным залом, местом для встреч, увеселений и философских споров. В наши дни, руины, оставшиеся от Терм Каракаллы, — не только свидетельство вкусов цивилизации античного Рима, но и одна из современных площадок для зрелищных спектаклей современности.
История
Термы, или бани, были широко распространены в Римской империи. Строительство этих терм началось в 206 году, во время властвования императора Септимия Севера. В 217-м, уже после его смерти, они открылись для посетителей. В это время у власти находился жестокий и деспотичный император Каракалла.
Население Рима становилось все более изнеженным и требовательным, ценность труда падала. Для избежания волнений император регулярно совершал щедрые даяния населению в виде хлеба, гладиаторских боев и прочих увеселений. Одним из таких масштабных «развлекательных комплексов» для народа Рима стали грандиозные Термы императора Каракалла.
Еще в V-м веке Термы считались одним из чудес Рима, но уже в 537 году они существенно пострадали от готов и впоследствии пришли в запустение. Христианство, укрепляющее свои позиции в Риме, пренебрежительно относилось к этому храму языческих удовольствий, поэтому на протяжении многих веков здание не охранялось властями.
С XVI века Термы стали предметом интереса археологов и историков. Здесь было найдено множество античных скульптур, а в 1938-м году в руинах терм был найден крупнейший в Риме митраистский храм.
Особенности архитектуры
Термы представляли собой внушительное здание площадью примерно 400 на 400 м. По грандиозности эта постройка сопоставима с такими сооружениями как Колизей или мавзолей Адриана, и является характерной для этого периода римской истории.
Посетитель входил в термы через огромную арку главного входа, облицованную мрамором и бронзой. Рабы принимали у него одежду и он попадал в обширное помещение, заканчивающееся открытым бассейном величиной с пруд.
В составе стен использовался римский бетон. Для этого сначала выстраивалась форма из камня и кирпичей, в которую заливался состав. Благодаря этому приему стены становились очень прочными.
Изнутри стены здания были облицованы мрамором. Над помещением парил свод, поддерживаемый колоннами такого диаметра, что одну из них не смогли бы обхватить пять человек, взявшись за руки.
Внутри здания, в основном помещении, было несколько бассейнов с водой разной температуры: теплой, средней теплоты и прохладной.
В специальных помещениях посетители могли насладиться массажем, спортивными играми, публичными представлениями и общением между собой. Отдельная комната была отведена под библиотеку.
Помещение было богато украшено скульптурами и другими произведениями искусства. Особенно впечатляющими были две статуи отдыхающего Геракла, статуя Флоры, а также знаменитый Фарнезский бык.
В стенах залы находились большие окна, застекленные матовым материалом, по цвету похожему на слоновью кость. Стены украшала цветная мозаика, повествующая об истории Рима, о сражениях и о мифических существах.
Под залами располагались хозяйственные отделы, в которых происходило отопление полов и стен залов. Двойные покрытия предохраняли полы от перегрева. Благодаря этой системе отопления, в банях постоянно поддерживалась комфортная температура.
Современный облик
В наши дни некогда оживленные Термы выглядят как скопление руин, в которых едва угадываются обширные залы, переходы и колонны. Издалека они выглядят как часть природного пейзажа, притягивая взгляд своей архаичностью и размахом.
Без специальных пояснительных табличек или подписей к фото сейчас невозможно узнать, где находились те или иные помещения, а о исходном назначении памятника догадаться может только хорошо знающий историю человек. Некогда, это здание могло вместить более 1600 посетителей, но сейчас его постоянными обитателями стали лишь кошки и ящеры.
В начале XX столетия здесь появилась площадка для представлений римской оперы. Сцена позволяла проводить масштабные концерты. Одна из постановок, опера Дж. Верди «Аида» запомнилась тем, что во время спектакля на сцене появлялись верблюды, кони и даже слоны.
В 1995 году, в целях поддержания сохранности сооружения, театральная площадка была закрыта. В наши дни опера вновь возвращается в здание легендарных Терм, используя их как интерьер для премьер и классических постановок.
Среди последних концертов, проводимых на этой площадке: Мадам Баттерфляй, Богема, балетный спектакль по мотивам творчества Pink Floyd и выступление Элтона Джона.
Местоположение, время работы и стоимость
Адрес: Viale delle Terme di Caracalla. Roma, Италия.
Время работы: с 09:00 до 18:15, в понедельник — до 14:00.
Часы могут меняться в зависимости от сезона. Телефон администрации: +39 06 3996 7700
Цена посещения — 6 евро, а аудиогида — 5 евро.
Также Термы Каракалла входят в стоимость объединенного билета на 3 исторические достопримечательности по цене 7,5 евро.
Цена на оперный концерт может колебаться от 20 до 100 евро. На представления с участием звезд цена билета может достигать 250 евро.
Сайт оперного теарта: www.operaroma.it
Как добраться?
Доехать можно на метро: линия B, станция Circo Massimo. Подходят автобусы № 118, 160, 628, 671, 714