Венецианская республика оставила заметный след не только в истории Италии, но и всего Средиземноморья и Адриатики. В эпоху Средневековья в её составе были Кипр, Крит, Ионические острова, почти вся территория, вошедшая в XX веке в Югославию. Венецианские купцы свободно торговали на огромном пространстве от Европы до Индии, Венеция богатела и процветала. Именно в это время, благословенное для венецианцев, и решено было возвести Дворец для Правителя республики и её Большого совета.
История
Возведение дворца для дожей, правителей Венеции, начавшись еще в IX веке на античных развалинах, продолжалось довольно долго и закончилось в самом начале XV века. Дворец стал не просто резиденцией правителей Венеции, а символом государственной мощи, благополучия и безопасности города.
Сооружение задумывалось как укрепленная крепость на подступах к городу, оно и было первоначально похоже на крепость, и только при последующих реконструкциях, под влиянием сначала господствующего в конце XIII века в Италии византийского стиля, а потом и готического, в XIV веке здание было основательно перестроено, историки предполагают, что руководил работами архитектор Филиппо Календарио.
А в XV веке дворцом занялись мастера Ренессанса, придавшие ему формы более мягкие, округлые. В XVI веке здание несколько раз горело, и для его восстановления пригласили великих мастеров Возрождения: Андреа Палладио, Антонио да Понте, Тициана и Веронезе. В XVII веке резиденцию дожей соединили с Дворцом тюрем и мостом, получившем название Мост Вздохов, потому что по нему вели из суда осужденных. Во времена Наполеона и Габсбургов дворец стал административным зданием и тюрьмой. После реставрации, закончившейся в 1923 году, в здании был открыт музей.
Особенности архитектуры
Здание сооружено в готическом стиле из необычного розоватого мрамора. Оно вместе со зданиями библиотеки Сан-Марко и собором Святого Марка стало центром архитектурного городского ансамбля, что видно на многочисленных фото.
У дворца массивный и основательный верх, но его держат ажурные арки, поэтому кажется, что здание просто перевернули так, что крыша оказалась снизу, а фундамент сверху. Именно такой прием и придает своеобразие дворцу, выгодно выделяет его из ряда остальных построек.
Здание опоясывают галереи: аркадная галерея первого этажа надежно защищает от жаркого итальянского солнца, где может укрыться каждый прохожий, галерея на втором этаже прикрывает от солнца помещения дворца, расположенные вдоль южного и западного фасадов.
Суда, встававшие на рейд в гавани, буквально выстраивались перед дворцом. Сходя на берег с кораблей, прибывавшие в Венецию оказывались под балконом, у «ног» правителя города. Над балконом возвышается скульптура, изображающая Правосудие. Балкон был задуман как трибуна, на которой появлялся дож во время празднеств. За ним находятся стрельчатые окна и статуя дожа Андреа Гритти.
Дворец Правосудия
Это часть здания, где находились помещения Верховного суда и тюрьма. Исходя из особенностей камер, тюрьма делилась на две части: Поцци, колодец, и Пьомби, Свинцовая.
Одних осужденных бросали в каменные колодцы, которые заливала вода во время дождей, в которых постоянно стояла невыносимая сырость, других помещали в камеры со свинцовыми крышами. Свинец в солнечные дни раскалялся, и температура в камерах становилась невыносимой, а зимой там стоял лютый холод.
Порта дела Карта или Бумажные ворота
Так называется центральный вход во дворец. Он украшен многочисленными орнаментами, выполненными с ювелирной точностью, первоначально все эти украшения были покрыты позолотой и глазурью, они сверкали в лучах солнца, подчеркивая великолепие дворца. Через эти ворота можно попасть во двор. Там стоят колодезные парапеты из бронзы.
Лестница гигантов
Она примыкает к восточному фасаду здания, и названа так из-за двух огромных скульптур, Нептуна и Марса, установленных тут в 1657 году. Именно по ней поднимался вновь избранный дож.
А рядом с лестницей есть небольшой дворик Сенаторов. Прибывавшие на торжественные церемонии собирались здесь, чтобы затем парадно всем вместе подняться по лестнице.
Интерьер
На второй этаж из нижней галереи можно попасть по Золотой лестнице. Когда-то по ней шли лишь те, чьи фамилии были занесены в так называемую «Золотую книгу», оформленную в 1315 году и включавшую в себя 200 самых знатных семейств Венеции, отсюда и название лестницы, которую украшают рельефы, фрески и лепнина, покрытая золотой фольгой.
Залы дворца
Каждый парадный зал имеет свое название.
- Самый огромный не только во дворце, но и в мире – зал Большого Совета, тут собирались его члены, к концу правления дожей их насчитывалось полторы тысячи, и зал вмещал всех. Над интерьером зала, украшенном росписями и картинами, работали Тинторетто, создавший для этого зала дворца свое самое большое полотно «Рай», а также Веронезе и Пальма Младший.
- Из Зала Большого Совета двери ведут в Зал Выборов, потолок которого венчала резьба с позолотой. Стены украшают картины художника Падованино, созданные на аллегорические сюжеты. Здесь провозглашались приговоры, и никто из присутствующих не мог войти сюда с оружием.
- Зал Компаса долгое время был местом заседания инквизиции, сюда выходили и знаменитые «Львиные пасти» с доносами. Фасад здания украшали многочисленные изображения искаженных лиц и львиных пастей, в каждом было отверстие, туда и можно было бросить донос. Здесь осужденные ждали приговора. Зал украшает плафон с картинами работы Веронезе, на котором он написал Венецию в виде богини, летящей по облакам в окружении Славы, Силы и Богатства.
- В Зале Скарлатти приглашенные ожидали дожа во время церемоний представления знати.
- Стены Зала Карт украшают росписи, изображающие географические карты, отражающие средневековое представление о земном шаре, здесь есть и точные копии карт, начерченных Марко Поло, в центре помещения стоят два глобуса, созданные еще в XVII веке.
- Зал Коллегии служил для проведения Коллегии, являвшейся Правительством Венецианской республики, руководил ею сам дож. Полотна Веронезе, изображающие аллегорические фигуры, в числе которых «Венеция на троне», обрамляет позолоченная резьба – это основное украшение зала.
- В Зале Сената интересный расписной потолок, одно из панно которого выполнено Тинторетто.
- Зал Гримани и Зал Львов декорированы изображениями Льва с крыльями и книгой. Это символ Венеции.
- Зал Магистрата украшен картинами голландских художников, в том числе и Иеронимуса Босха.
- В Зале Совета Десяти проходили трибуналы, рассматривавшие политические дела. Возглавлял заседания сам дож. Декор этих залов строг и сдержан.
Местоположение, время работы и стоимость
Адрес: San Marco, 1,30124. Venezia, Италия.
Официальный сайт: palazzoducale.visitmuve.it
Дворец открыт для посетителей и экскурсий с 1 апреля по 31 октября с 8.30 до 19.00; с 1 ноября по 31 марта с 8.30 до 17.30.
Билет стоит 12 €.
Как добраться
Ваппорети (водный автобус) маршрут №1 до остановки Vallaresso или SanZaccaria.
Маршрут №2 до остановки Giardinetti.