Возведённый в ХVI веке для административных служб, дворец Уффици стал в наши дни антикварным музеем художественных ценностей. Усилиями меценатов и заботой государства приумножились его коллекционные фонды, отражающие сразу несколько эпох в истории культурного наследия Европы. Галерея Уффици — обязательная цель любого туристического маршрута по Апеннинскому полуострову.
Имя Медичи в истории Уффици
Путь с материка к южной оконечности полуострова исторически проходил через «цветок Тосканы», как называли в то время независимый город Флоренцию. Эта географическая особенность способствовала его процветанию, она же делала город уязвимым перед лицом опасности французских завоеваний.
Во Флоренции, с концентрацией средневекового капитала появилась первая банковская система, главным лицом в которой был герцог Медичи. Муниципальные службы разрастались и, в конце концов, потребовали новых административных площадей, для чего было принято решение о строительстве дворца на берегу реки Арно.
Заказчик — Козимо I выразил волю: соединить новый дворец подземным коридором с королевской резиденцией, ювелирными мастерскими Старого моста и садами Боболи, а корпуса комплекса — воздушным мостиком.
Сразу по окончании строительства Медичи перенёс в новый дворец свою уникальную коллекцию произведений искусства и разместил на 3-м этаже. Доступ к ней был открыт только самым именитым гражданам Флоренции. Приказы и распоряжения, разосланные по всем монастырям, обязывали слать ценные экземпляры картин и скульптур, а особо выдающиеся — высылать, заменив копиями.
Уникальность Уффици начинается с фасада
За 30-летнюю историю грандиозной стройки проект трижды менял своих создателей. Слава зачинателя досталась новатору архитектурных идей — Джорджо Вазарини, а заканчивали работу после его смерти — художник Б. Буонталенти и архитектор А. Париджи.
Уникальная лёгкость постройки достигалась сбалансированностью пропорций и ритмом вертикальных элементов: на 1-м этаже — это колонны, на 2-м и 3-м — пилястры. На облицовку дворца был завезён природный камень благородного серого цвета из долины притока Арно, что в сочетании с белоснежной флорентийской штукатуркой придало торжественную изысканность всему облику дворца.
Ниши пилястр обоих корпусов комплекса были задуманы для скульптурных вставок с изображением великих людей античности. Однако эта идея архитектора была осуществлена только в XIX веке: 28 мраморных статуй во славу тосканских земель, наконец, заняли своё место.
Настоящим украшением здания стала Благородная лестница из серого камня по проекту Вазарини и Центральная арка с боковыми входами, завершённая на уровне 2-го этажа скульптурной композицией.
Интерьеры выставочного комплекса как художественная ценность
Для разработки и оформления внутреннего пространства дворца Уффици был приглашён Алессандро Аллори, проповедующий идеи художественного маньеризма, где прекрасное должно быть выше реального. В его мастерской созданы редкие по красоте мраморная и скульптурная отделка вестибюлей и причудливые росписи коридоров.
Эксклюзивный дизайн выделяет срединный зал дворца — Трибуну. Здесь на фоне инкрустированного раковинами свода потолка,в свете лучей солнца, проникающими через высокие окна, особенно органично смотрятся многочисленные скульптуры и полотна Тициана и Боттичелли с изображением римской богини любви.
Общественная жизнь картинной галереи
На протяжении ряда столетий, потомки Козимо Медичи, проявляли себя как меценаты, активно пополняя собрание художественных произведений не только полотнами и скульптурами, но и оружием, монетами, археологическими находками и даже чучелами животных.
Музей разросся, превратившись в экспозицию редкостей, занял все этажи здания и соседние с дворцом постройки. На его базе, в Академии Св.Луки, осуществлялась профессиональная подготовка мастеров резца и кисти. С 1765 года, по воле рода Медичи музей стал общедоступным выставочным комплексом.
Начало XIX века для Уффици — период систематизации коллекций по тематике и содержанию. Более детальное группирование экспозиции по эпохам, художественным школам, выдающимся мастерам было проведено только век спустя.
Как не потеряться в потоке впечатлений
Пятьдесят залов, три вестибюля с выставочной экспозицией, три коридора, представляющие художественную ценность уже сами по себе, — программа для продолжительного просмотра. Желание вникнуть в особенности манеры письма, насладиться игрой света или сюжетом картины требует дополнительного времени посетителю. Но времени на это нет: каждые четверть часа в галерею входит очередная группа из 30 человек.
Поэтому ещё до посещения флорентийской сокровищницы необходимо, хотя бы в общих чертах, ознакомиться с содержанием коллекции и последовательностью её размещения. В Уффици представлены:
- образцы искусства Античности;
- подражательная иконопись Средних веков, алтарные образы;
- работы Великих Итальянцев (Микеланджело, Караваджо, Гвидо Рени, Монфреди);
- коллекция портретов цвета науки и искусства свободной республики;
- живописные полотна мастеров из Венеции и Болоньи;
- мировая классика живописи: Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Гойя, Ван Дейк, Дюрер;
- знаменитые шедевры русской художественной школы кисти К. Брюллова, К. Айвазовского, А. Иванова, И.Репина, О. Кипренского, Б. Кустодиева;
- самое полное собрание графики (рисунки, гравюры);
- уникальная подборка автопортретов, включая современников.
- Начало коллекции скульптур было положено созданием «галереи статуй» 1-го этажа, которую постоянно пополняли произведения флорентийских ваятелей.
На какие шедевры обратить внимание
Экскурсию в Уффици начинают обычно с раннего периода(XIII век) эволюционного процесса формирования флорентийской школы. Особенностью собрания является наиболее полное представительство изобразительного искусства XIV-XVI века. Не пройдите мимо:
- «Madonna in Maest», Джотто, художника, предвосхитившего реформы Возрождения. Джотто создал совершенно новый подход к изображению реальности в перспективе и пространстве.
- Ученик и последователь Филиппо Липпи — Боттичелли представлен в Уффици картиной «Весна», смысловым центром которой является Венера. Сюжет с римской богиней любви повторяется в композиции — «Рождение Венеры».
- Здесь, в залах галереи можно увидеть раннюю работу двадцатилетнего Леонардо да Винчи — «Благовещение» и незавершённое полотно — «Поклонение волхвов».
- Известные по многочисленным копиям полотна Верроккьо — «Крещение Христа» и «Мадонна со щеглом» Рафаэля тоже входят в экспозицию флорентийской галереи.
- «Титан» Возрождения — Микеланджело представлен в коллекции живописными полотнами («Святое семейство», «Тонда Дони»).
Открытая терраса на уровне 2-го этажа даёт возможность окинуть взглядом Флоренцию сверху, сделать фото панорамы города и осмыслить полученные от экскурсии впечатления.
Местоположение на карте, время работы и стоимость
Адрес: Piazzale degli Uffizi. 50129 Firenze, регион Тоскана, Италия.
Музей открыт для посещений ежедневно с 8.30 до 19.00. Исключение составляют: понедельники, 1 января и 1 мая, Рождество.
Билет удобнее купить онлайн с наценкой в 4 евро, сделав заказ на сайте ru.firenze.waf.it, цена в кассе составит 9 евро, но туда вас ожидает большая очередь, из-за которой попасть в картинную галерею становится проблематично. Официальный сайт музея www.uffizi.com содержит текстовую и картографическую информацию.
Экскурсии проводят для групп не менее 30 человек, но возможно посещение с аудиогидом за 8 евро и залог. Все сумки размером больше дамской придётся сдавать в гардероб. Не пустят в музей и с жидкостью, в любой упаковке. Для удобства посетителей в Уффице есть кафе, 2 лифта, книжный магазин и почта.
Как добраться
К галерее подвозит рейсовый автобус «С1», но, если вы оказались в историческом центре — галерея находится в 400 метрах от символа Флоренции — площади Дуомо. Если двигаться от Палаццо Питти пешком, то перейдя мост Понте Веккьо, нужно повернуть направо и идти вдоль набережной.