Галерея Уффици — собрание творческого наследия

Картинная галерея Уффицы во Флоренции

Возведённый в ХVI веке для административных служб, дворец Уффици стал в наши дни антикварным музеем художественных ценностей. Усилиями меценатов и заботой государства приумножились его коллекционные фонды, отражающие сразу несколько эпох в истории культурного наследия Европы. Галерея Уффици — обязательная цель любого туристического маршрута по Апеннинскому полуострову.

Имя Медичи в истории Уффици

Историческая картина, изображающая галерею Уффицы

Путь с материка к южной оконечности полуострова исторически проходил через «цветок Тосканы», как называли в то время независимый город Флоренцию. Эта географическая особенность способствовала его процветанию, она же делала город уязвимым перед лицом опасности французских завоеваний.

Во Флоренции, с концентрацией средневекового капитала появилась первая банковская система, главным лицом в которой был герцог Медичи. Муниципальные службы разрастались и, в конце концов, потребовали новых административных площадей, для чего было принято решение о строительстве дворца на берегу реки Арно.

Заказчик — Козимо I выразил волю: соединить новый дворец подземным коридором с королевской резиденцией, ювелирными мастерскими Старого моста и садами Боболи, а корпуса комплекса — воздушным мостиком.

Сразу по окончании строительства Медичи перенёс в новый дворец свою уникальную коллекцию произведений искусства и разместил на 3-м этаже. Доступ к ней был открыт только самым именитым гражданам Флоренции. Приказы и распоряжения, разосланные по всем монастырям, обязывали слать ценные экземпляры картин и скульптур, а особо выдающиеся — высылать, заменив копиями.

Уникальность Уффици начинается с фасада

Фасад картинной галереи Уффицы

За 30-летнюю историю грандиозной стройки проект трижды менял своих создателей. Слава зачинателя досталась новатору архитектурных идей — Джорджо Вазарини, а заканчивали работу после его смерти — художник Б. Буонталенти и архитектор А. Париджи.

Уникальная лёгкость постройки достигалась сбалансированностью пропорций и ритмом вертикальных элементов: на 1-м этаже — это колонны, на 2-м и 3-м — пилястры. На облицовку дворца был завезён природный камень благородного серого цвета из долины притока Арно, что в сочетании с белоснежной флорентийской штукатуркой придало торжественную изысканность всему облику дворца.

Ниши пилястр обоих корпусов комплекса были задуманы для скульптурных вставок с изображением великих людей античности. Однако эта идея архитектора была осуществлена только в XIX веке: 28 мраморных статуй во славу тосканских земель, наконец, заняли своё место.

Настоящим украшением здания стала Благородная лестница из серого камня по проекту Вазарини и Центральная арка с боковыми входами, завершённая на уровне 2-го этажа скульптурной композицией.

Интерьеры выставочного комплекса как художественная ценность

зал "Трибуна" во дворце Уффицы

Для разработки и оформления внутреннего пространства дворца Уффици был приглашён Алессандро Аллори, проповедующий идеи художественного маньеризма, где прекрасное должно быть выше реального. В его мастерской созданы редкие по красоте мраморная и скульптурная отделка вестибюлей и причудливые росписи коридоров.

Эксклюзивный дизайн выделяет срединный зал дворца — Трибуну. Здесь на фоне инкрустированного раковинами свода потолка,в свете лучей солнца, проникающими через высокие окна, особенно органично смотрятся многочисленные скульптуры и полотна Тициана и Боттичелли с изображением римской богини любви.

Живописная коллекция галереи, за исключением портретов, составляет 4 тысячи полотен, половина из них, за недостатком выставочных площадей, не покидает запасников.

Общественная жизнь картинной галереи

Скульптура в картинной галерее Уффицы

На протяжении ряда столетий, потомки Козимо Медичи, проявляли себя как меценаты, активно пополняя собрание художественных произведений не только полотнами и скульптурами, но и оружием, монетами, археологическими находками и даже чучелами животных.

Музей разросся, превратившись в экспозицию редкостей, занял все этажи здания и соседние с дворцом постройки. На его базе, в Академии Св.Луки, осуществлялась профессиональная подготовка мастеров резца и кисти. С 1765 года, по воле рода Медичи музей стал общедоступным выставочным комплексом.

Начало XIX века для Уффици — период систематизации коллекций по тематике и содержанию. Более детальное группирование экспозиции по эпохам, художественным школам, выдающимся мастерам было проведено только век спустя.

Самым драматичным для галереи стал период Второй мировой войны, когда коллекция была частично разграблена, а залы пострадали от последствий взрыва. Больше всего потерпели ущерб фрески. Некоторые из них так и не удалось восстановить.

Как не потеряться в потоке впечатлений

Коридор в картинной галерее Уффицы во Флоренции

Пятьдесят залов, три вестибюля с выставочной экспозицией, три коридора, представляющие художественную ценность уже сами по себе, — программа для продолжительного просмотра. Желание вникнуть в особенности манеры письма, насладиться игрой света или сюжетом картины требует дополнительного времени посетителю. Но времени на это нет: каждые четверть часа в галерею входит очередная группа из 30 человек.

Поэтому ещё до посещения флорентийской сокровищницы необходимо, хотя бы в общих чертах, ознакомиться с содержанием коллекции и последовательностью её размещения. В Уффици представлены:

  • образцы искусства Античности;
  • подражательная иконопись Средних веков, алтарные образы;
  • работы Великих Итальянцев (Микеланджело, Караваджо, Гвидо Рени, Монфреди);
  • коллекция портретов цвета науки и искусства свободной республики;
  • живописные полотна мастеров из Венеции и Болоньи;
  • мировая классика живописи: Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Гойя, Ван Дейк, Дюрер;
  • знаменитые шедевры русской художественной школы кисти К. Брюллова, К. Айвазовского, А. Иванова, И.Репина, О. Кипренского, Б. Кустодиева;
  • самое полное собрание графики (рисунки, гравюры);
  • уникальная подборка автопортретов, включая современников.
  • Начало коллекции скульптур было положено созданием «галереи статуй» 1-го этажа, которую постоянно пополняли произведения флорентийских ваятелей.

На какие шедевры обратить внимание

Экскурсию в Уффици начинают обычно с раннего периода(XIII век) эволюционного процесса формирования флорентийской школы. Особенностью собрания является наиболее полное представительство изобразительного искусства XIV-XVI века. Не пройдите мимо:

  • «Madonna in Maest», Джотто, художника, предвосхитившего реформы Возрождения. Джотто создал совершенно новый подход к изображению реальности в перспективе и пространстве.
  • Ученик и последователь Филиппо Липпи — Боттичелли представлен в Уффици картиной «Весна», смысловым центром которой является Венера. Сюжет с римской богиней любви повторяется в композиции — «Рождение Венеры».
  • Здесь, в залах галереи можно увидеть раннюю работу двадцатилетнего Леонардо да Винчи — «Благовещение» и незавершённое полотно — «Поклонение волхвов».
  • Известные по многочисленным копиям полотна Верроккьо — «Крещение Христа» и «Мадонна со щеглом» Рафаэля тоже входят в экспозицию флорентийской галереи.
  • «Титан» Возрождения — Микеланджело представлен в коллекции живописными полотнами («Святое семейство», «Тонда Дони»).
Скульптурная композиция «Геракл и Кентавр» из первого коридора Уффици открыла учёным свою тайну: отдельные детали оказались выполнены из другого вида мрамора. Авторство флорентийского скульптора поставлено под сомнение. Скорее всего, он только реставрировал утраченные фрагменты.

Открытая терраса на уровне 2-го этажа даёт возможность окинуть взглядом Флоренцию сверху, сделать фото панорамы города и осмыслить полученные от экскурсии впечатления.

Открытая терраса в галерее Уффицы

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazzale degli Uffizi. 50129 Firenze, регион Тоскана, Италия.

Музей открыт для посещений ежедневно с 8.30 до 19.00. Исключение составляют: понедельники, 1 января и 1 мая, Рождество.

Билет удобнее купить онлайн с наценкой в 4 евро, сделав заказ на сайте ru.firenze.waf.it, цена в кассе составит 9 евро, но туда вас ожидает большая очередь, из-за которой попасть в картинную галерею становится проблематично. Официальный сайт музея www.uffizi.com содержит текстовую и картографическую информацию.

Если посещение музея совпало с вашим днём рождения, подарком будет — бесплатный вход. Так же повезёт и женщинам в День 8 марта.

Экскурсии проводят для групп не менее 30 человек, но возможно посещение с аудиогидом за 8 евро и залог. Все сумки размером больше дамской придётся сдавать в гардероб. Не пустят в музей и с жидкостью, в любой упаковке. Для удобства посетителей в Уффице есть кафе, 2 лифта, книжный магазин и почта.

Как добраться

К галерее подвозит рейсовый автобус «С1», но, если вы оказались в историческом центре — галерея находится в 400 метрах от символа Флоренции — площади Дуомо. Если двигаться от Палаццо Питти пешком, то перейдя мост Понте Веккьо, нужно повернуть направо и идти вдоль набережной.

Оставьте комментарий