Театр в Милане чуть ли не с первого сезона завоевал славу первого театра мира: лучшие исполнители, роскошные декорации, современное техническое оснащение вдохновляли зрителей на восторженные отзывы.
Почему именно в Милане был создан театр такого уровня? Причина этого была в том, что Милан тогда находился под австрийским владычеством. Австрийские императоры уделяли много внимания опере, имея династическое пристрастие к музыке. Они выбрали именно Милан, который был достаточно близко к Вене и играл большую экономическую и политическую роль как столица Ломбардии.
Сейчас это известный во всем мире театр. Американские и японские экскурсанты ставят своим туроператорам условие, что вторую половину одного из дней обязательно нужно посвятить «Ла Скала».
История создания
Зимой 1776 года во время традиционного миланского карнавала вспыхнул Королевский театр. Его спасти не удалось, и императрица Мария Терезия распорядилась возвести другой театр. Стали искать место в городе. Но в плотной застройке свободных участков не нашлось. И тогда решили убрать старый храм Santa Mariaalla Scala, носивший имя жены правителя Беатриче дела Скала. Руководство работами поручили архитектору Джузеппе Пьермарини. Постройку нового театра оценили в 1 миллион лир. Деньги собрали 90 самых богатых семей города.
Строили здание в течение двух лет и пышно открыли 3 августа 1778 года. На открытии давали оперу Антонио Сальери «Признанная Европа» и два балетных спектакля: «Пафио Мирра» и «Умиротворенный Аполлон».
Внешне вид театра очень скромный: он возведен в сдержанном неоклассическом стиле архитектуры. Для свободного проезда карет во двор был сделан специальный портал на фасаде.
Всю роскошь вобрал в себя зрительный зал, способный вместить более двух тысяч зрителей, спроектированный в форме подковы, отделанный в роскошном бело-золотистом цвете. Убранство: лепнина, покрытая золотом, зеркала в тяжелых рамах и гигантская люстра — поистине великолепно. Ложи в пять ярусов, удобное расположение рядов по отношению к сцене, высота потолка — все создавалось по законам оптики и акустики.
Театр миланцам сразу пришелся по душе. Вплоть до конца XVIII века здесь постоянно шли драматические спектакли, и давали представления театры марионеток, но всё же опера и балет являлись основными постановками.
XIX век почти весь прошел под знаком Россини. Со времени премьеры оперы «Пробный камень» в 1812 году редкий сезон обходился без произведений этого композитора. В театре давали оперы известных итальянцев: Беллини, Пуччини, Верди.
При театре организуют школу танцовщиков, и балетная труппа пополняется Фабиани, Вулькани, Коралли, которые в дальнейшем стали гордостью итальянского балета. Здесь закладываются традиции классического балета.
В Милане исполняли оперные партии Э.Карузо, Р.Тебальди, Ф.Шаляпин и Л.Собинов.
В 1887 году здесь появляется Артуро Тосканини, уже знаменитый, несмотря на молодость (тогда ему было всего 20 лет), дирижер, известный при этом всему театральному миру невысоким ростом и тяжелым нравом. Через 11 лет он станет главным дирижером «Ла Скала». На этом посту Тосканини оставался до 1931 года, когда ему пришлось эмигрировать в Америку после прихода к власти фашистов: он напрочь отказался петь перед спектаклями гимн национал-социалистической партии.
В день освобождения страны, 25 апреля 1945 года, труппа, лишившаяся своего театра, на чужой сцене давала оперу Моцарта «Дон Жуан». Спустя год в театр вернулся Тосканини.
В послевоенном театре блистали примадонны и непримиримые соперницы: Тебальди и Калласс. В 1955 году Калласс пела в «Травиате», своим выступлением певица потрясла Италию, став олицетворением «Ла Скала». В 1957 году завершилась эпоха Тосканини, умер великий дирижер.
Представил театр на всех континентах Паоло Грасси, пришедший на должность директора в 1974 году. Он организовывал гастроли в разные страны мира. Балетная труппа в это время тоже была на подъеме, здесь ставились спектакли на музыку Стравинского, Сибелиуса. В репертуар вошли постановки Д. Баланчина, Бежара.
Интересные факты
За годы существования театра там происходили интересные события, и накопилось большое количество любопытных фактов:
- Ложи для удобства соединили коридором и после открытия театра в нем и в ложах второго ряда поставили столы для карт, здесь же продавали напитки. И завсегдатаи приезжали сюда вовсе не ради оперы, а с целью сыграть партию в карты, выпить бокал вина в компании с друзьями.
- Партер сначала был совершенно пустой, без мебели, перед спектаклем там ставились складные стулья. Чтобы осветить помещение, в лоджиях использовали очень много свечей, и внизу в партере публика не могла снять головные уборы, потому что воск, расплавившись, попадал на лицо и волосы.
- Тосканини, заняв пост главного дирижера, ввел несколько новшеств: приказал поднимать занавес не кверху, а раздвигать по разным сторонам, мотивируя нововведение тем, что когда занавес взлетает, зрители созерцают только ноги и лишь потом видят участников спектакля целиком. Он запретил женщинам находиться в зале во время спектаклей в шляпах, так как их большие поля мешали сидевшим сзади. Также после своего прихода он отменил одноактный балет перед каждой оперой.
Современный облик и репертуар
Т. Милашкина стала первой, кого пригласили из Большого театра в Милан в XX веке. Среди русских деятелей искусства здесь также были В. Норейка, И. Архипова, В. Атланов, Е. Образцова.
Театр в 2002 году закрыли на реконструкцию, в ходе которой была значительно расширена сцена, и спустя два года двери для публики распахнулись вновь. На новой сцене по традиции давали оперу Сальери «Признанная Европа». В декабре 2011 года в театр на долго пустовавшее место главного режиссера пришел Даниэль Баребойм, который до сих пор руководит оркестром и ведет репетиции спектаклей.
Сцена может поворачиваться, подниматься и опускаться, но это по-прежнему, как и во время первых спектаклей, делается вручную, поэтому там работают 18 сотрудников, приводящих сцену в движение.
В настоящее время здесь регулярно проводятся концерты с участием симфонических оркестров. Но главное место в репертуаре занимают оперные и балетные спектакли.
Музей театра
Музей разместился в одном из флигелей театра. Тут хранится много картин, эскизов к театральным декорациям, костюмы к операм и балетным спектаклям. В театральном музее много экспонатов, рассказывающих о жизни и истории театра.
Местоположение, время работы и стоимость
Адрес: Via Filodrammatici, 2. 20121 Milano, Италия.
Официальный сайт: www.teatroallascala.org
В театр можно попасть, купив билет, и посмотреть любой спектакль, при этом надо учитывать, что сезон длится с 7 декабря по начало июня. Летом здесь ничего не идет, а осенью можно послушать симфонический оркестр. Цена билетов от 10 до 250 €. Самые дорогие на оперу или балет. На концерты билеты стоят от 5 до 80 €.
Осмотреть интерьеры театра можно и с экскурсией, она длится 3 часа и стоит 10€ на человека в туристической группе. Есть и индивидуальные экскурсии. Их стоимость 130 €.
Как добраться
До театра можно добраться на метро. Станция Duomo Montenapoleono.
Театр хранит вековые традиции во всем, включая дресс-код: здесь мужчину, не надевшего на премьеру черный костюм, могут оставить за дверями театра. Шляпы, сумки, фото- и видеокамеры, телефоны принято сдавать в гардероб. После спектакля завсегдатаи ужинают в ресторане, расположенном в театральном флигеле.