Пантеон — символ величия римских богов

Древний христианский храм в Риме

Без пантеона трудно представить Рим. Построенный в античные времена, он стал одной из самых известных достопримечательностей Вечного города. Пантеон хранил жертвенник языческих богов, потом стал христианским храмом, был и крепостью. Сейчас это одна из самых больших церквей города, усыпальница королей и художников. В пантеоне одновременно могут находиться около 2 тысяч человек. Это одно из самых больших культовых зданий в Европе. Так как здесь прекрасная акустика, хорошая естественная вентиляция и нет сырости, все люди, собирающиеся здесь на богослужения, чувствуют себя достаточно комфортно.

История

Историческая площадь в Риме, где располагались значимые храмы и святилища

Первый пантеон в Риме был возведен еще до нашей эры по приказу консула Марка Випсания Агриппы и символизировал одержанную в битве на мысе Акций победу над Антонием и Клеопатрой, о чем свидетельствует надпись на фронтоне. А скульптурное изображение Агриппы и сейчас украшает фасад здания. Римляне начали проводить тут обряды, посвященные античным богам: Венере, Марсу, Нептуну, Плутону, Сатурну и Юпитеру — наиболее чтимым императорским родом Юлиев.

Внизу посредине храма, точно под куполом, возвышался жертвенник. На него клали животных для сжигания. До пантеона таких зданий в Риме не было. Горожане проводили обряды жертвоприношений на площадях, а в храмах находились одни жрецы. Сюда же могли заходить и простые горожане, чтобы непосредственно участвовать в ритуалах.

Спустя два века, во времена правления императора Адриана, на месте этого соорудили новый пантеон, посвященный всем богам Древнего Рима. К тому времени первый уже был практически разрушен пожаром 110 года, возникшим во время сильной грозы, уцелели только 16 колонн переднего портика.

Храм, посвященный римским богам, сохранился в прекрасном виде

Историки архитектуры выдвигают версию, что пантеон строился под руководством архитектора Аполлодора Дамасского, любимца императора Трояна. Именно для него свойственно это сочетание гармоничности художественного образа с высоким техническим исполнением, в итоге которого получилась огромная ротонда под куполом — сложная инженерная конструкция.

С этим храмом связана католическая традиция отмечать День Всех Святых. Император Византии Фока подарил здание Папе Бонифацию IV. Это произошло 13 мая 609 года. Его освятили в память Святой Марии и Мучеников. 13 мая объявили Днем Всех Святых.

В Риме существует предание, что когда освещали церковь, языческие боги покинули пантеон, пробив кирпичный купол и оставив в нем отверстие, которое теперь никто не берется застеклить.

Жертвенник по распоряжению Папы разрушили, а стены украсили фресками, изображающими сцены из жизни библейских героев, по всему помещению расставили статуи наиболее почитаемых святых. В Риме храм известен под названием Санта-Мария дела Ротонда.

Позднее, уже в VIII веке, Папа Григорий III освятил 1 ноября капеллу храма в честь Всех Святых. Это число стало новой датой праздника, который и сейчас широко отмечается.

Укрепленные стены постройки давали возможность использовать здание как крепость

В прошлом пантеона есть и период, когда ему пришлось служить крепостью: в XIV веке его мощные, более 6 метров в толщину стены должны были надежно защищать горожан в случае опасности.

В XIX веке архитектором Луиджи Полети в храме были установлены хоры.

Архитектура и интерьер

Купол пантеона представляет собой сложную архитектурную постройку

Купол пантеона имеет форму полусферы, которая перекрывает ротонду, выложенную из кирпича с бетоном, они первоначально были покрыты позолоченной бронзой. Её сняли и переплавили в XVII веке, когда скульптору Бернини не хватило материала для балдахина в алтаре строящегося собора Святого Петра.

Сам купол набран из окружностей, которые хорошо просматриваются снизу. При этом купол сконструирован так, что он образует одно целое со стенами и придает помещению вид цилиндра. Вся эта конструкция символизирует космос, а отверстие в куполе – солнечный диск. Высота конструкции почти 43,5 метров.

Существует версия, что первоначально купол имел ряд украшений в виде розеток или звезд, но предположение основано только на исследованиях самого купола и не имеет никаких документальных подтверждений. Внутреннее убранство храма похоже на древнее этрусское святилище.

В центральном зале храма хорошо сохранилась внутренняя отделка из мрамора

Центральный зал от ниш, находящихся по бокам, отделен коринфскими колоннами. Но между ними и основанием купола устроен аттик (декоративная стенка) в форме кольца. На этой стенке находятся квадратные кессоны, углубления в куполе, расположенные в пять рядов. И всего их насчитывается 28. Ученые считают, что это сочетание цифр имело в древности какое-то особое значение. Кессоны имеют практическое назначение: они уменьшают давление купола на стены. В своде сделано круглое незастекленное отверстие, опеон, девяти метров в диаметре: через него освещается храм. Иного источника света нет, так как здесь отсутствуют окна.

Во внутренние помещения ведут семиметровые ворота, сделанные из бронзы, они сохранились со времен эпохи Возрождения. К основному помещению примыкает вестибюль прямоугольной формы.

Капеллы тоже имеют украшения, в основном, это росписи и cкульптуры. Так, в одной из часовен находится фреска работы неизвестного мастера из Тосканы «Коронование Богоматери», в другой — фреска Меццоло Да Форли «Благовещение», относящаяся к XV веку.

Интерьер капелл в основном состоит из различных скульптур и росписей

Храм декорирован коричневым и белым мрамором. Пол покрыт разноцветным мрамором.

Во время дождя вода попадает в помещение, но не скапливается на полу, так как в нем есть многочисленные отверстия, куда она сразу стекает.

Внутренняя отделка храма сохранилась достаточно хорошо: здание пантеона всегда использовалось для богослужений и никогда не пустовало.

Особенности постройки

Через отверстие в куполе в полдень особенно сильно различим мощный луч света

Здание знаменито тем, что ровно в 12 часов пополудни в отверстие в куполе — окулус, опускается мощный столб света. И при этом он не растекается по всему помещению, а сохраняется именно в виде столба. Профессор Джулио Мальи думает, что здание пантеона использовали как солнечные часы больших размеров.

С пантеоном связана и легенда о том, что Коперник, попав в пантеон и увидев купол, довел до конца расчеты размеров гелиоцентрической системы мира.

Службы в церкви ведутся и в настоящее время по большим христианским праздникам. Во время их проведения в опеон бросают розовые лепестки как символ Духа Святого, сходящего на молящихся.

Гробница Рафаэля внутри пантеона в Риме

Здесь покоятся известные итальянцы. В одной из гробниц в часовне находится могила Рафаэля и усыпальницы двух королей, которые были тут похоронены: Виктора Эммануила II, первого правителя объединенной Италии, и Умберто I.

Часто на иллюстрациях и старинных фото изображают ступеньки, ведущие к дверям пантеону. Теперь их нет: за века они осели в землю.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186. Roma, Италия.

Пантеон открыт в будни в следующие часы: с 8.30 до 19.30, а в воскресенье с 9.00 до 18.00.

Вход бесплатный.

Как добраться

Удобнее всего воспользоваться трамваем №8 и доехать до остановки Argentina.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: